Более 20-ти лет назад все квартиры в стране относились к муниципальному или ведомственному недвижимому имуществу. В личной собственности находились только частные домовладения. Поэтому обмен жилья доставлял населению массу неудобств. А уж тем более сделки по купле-продаже, дарению и праву наследования квартиры были из области фантастики.

1991 год изменил ситуацию – началась всегосударственная бесплатная приватизация муниципального (и части ведомственного) жилья. Но так как процесс этот оказался сложным, оформление бумаг – «долгоиграющим», это благое дело продолжается и поныне.

Для кампании под названием «Приватизация квартиры 2014» документы необходимы те же самые, что и в самом начале движения. Но сначала следует оговориться, что правом на приобретение социального жилья в частную собственность могут воспользоваться только лица, прописанные в данной квартире на постоянной основе (т.е. временно проживающим необходимо переоформить статус прописки).

И подтвердить документально это не сложно. Ответственный квартиросъемщик вписан в ордер, который дает право на бессрочное проживание на данной жилплощади. И документ этот должен находиться на руках.

А в жилищно-коммунальном учреждении, в управлении которого находится дом с приватизируемой квартирой, имеются домовые книги. В одной из таких книг и прописан квартиросъемщик и проживающие с ним постоянно члены его семьи. Поэтому необходимо будет запастись оформленной по всем правилам выпиской из домовой книги. И заодно следует взять копию договора о найме жилплощади (чтоб лишний раз не бегать). В ЖЭКе также должны будут выдать справку о том, что квартира приватизируется впервые.

Чтобы начать процесс переоформления жилища в свою собственность, для начала нужно будет подать заявление в Комиссию по приватизации. Как правило, фигурировать в данном документе должны все члены семьи, прописанные в квартире (это касается и несовершеннолетних детей). И тогда, в конечном итоге, право владения имуществом будет поделено между всеми в равных долях.

Если кто-то из родственников не желает участвовать в приватизации квартиры, его отказ оформляется письменно в присутствии нотариуса. Но это не значит, что он кому-то уступает свою часть – отказ этот является безадресным.

Итак, подав в комиссию заявление, соискатель взамен получает список документов для приватизации квартиры. Естественно, там будут значиться (помимо указанных выше) копии паспортов всех совершеннолетних жильцов, проживающих на данной территории, и копии свидетельств о рождении несовершеннолетних членов семьи. Необходимы будут и другие документы, подтверждающие родственные связи: свидетельство о браке (разводе), усыновлении.

Постарайтесь, чтобы на момент полдачи заявления у вас не было долгов по жилищно-коммунальным услугам. Потому что в пакет документов для приватизации квартиры входят копии проплаченных квитанций за последние 3 месяца. Должники теряют право на переоформление муниципального жилья в личную собственность.

Но самым сложным во всех этих перипетиях может оказаться общение с БТИ – ведь вам понадобится паспорт помещения. А для этого придется пригласить представителя Бюро технической инвентаризации на дом. Он засвидетельствует факт целостности, определит остаточную стоимость жилища. И если в квартире производились какие-либо несанкционированные перестройки, владельцу придется заплатить штраф (и это может оказаться кругленькая сумма).

Квитанцию об уплате штрафа также нужно будет приложить к документам на приватизацию. Если же разрешение на переустройство помещений у вас имеется, подготовьте его дубликат.

Сбор всех документов может растянуться на несколько месяцев. А так как некоторые справки имеют ограниченный срок действия, их следует заказывать в последнюю очередь. Когда же весь пакет необходимых бумаг будет приложен к заявлению, начинается следующий этап ожиданий – работа самой комиссии по проверке каждого документа. Результат, как правило, будет положительным. Получив разрешение на приватизацию квартиры, не забудьте подать его в Единый Государственный Реестр на регистрацию права собственности.

Как видите, не все так сложно. Но это когда речь идет о муниципальном жилье. Другое дело – жилье ведомственное. Например, сложно решать вопрос приватизации квартиры военнослужащими. Документы, необходимые для этого, не всегда представляется возможным получить.
Многие дома, в которых проживают семьи военных, находятся в ведомстве Министерства обороны. И зачастую там нет даже упоминания о каких-то жилищно-коммунальных установках. Эта проблема не только может затормозить весь процесс приватизации, но и полностью лишить возможности приобрести права владения квартирой.

Но выход из ситуации существует – заявление следует подавать не в Комиссию по приватизации, а в суд. Именно решение этого правового органа может компенсировать недостающие справки и выписки, и является основанием для регистрации военнослужащего в Едином Реестре, как владельца жилья, в котором он прописан со своей семьей.

А чтобы весь процесс от подачи заявления и до регистрации прав собственности проходил более гладко, необходимо заранее ознакомиться с полным перечнем документов для приватизации квартиры.